Двигатель - общие процедуры ремонта
Таблица. Определение номера
вкладыша коренного подшипника
(1ZZ-FE).
Блок цилин¬
дров (А) + 0-2 3-5 6-8 9-11
коленчатый
вал (В)
Вкладыш "Г "2" "3" "4"
подшипника
Пример: метка "4" (А) на блоке цилин-
дров + метка "3" (В) на коленчатом
валу = сумма "7". Используемый вкла-
дыш подшипника имеет метку "3".
Диаметр постели коренного под-
шипника в блоке цилиндров:
метка "О"......52,000 - 52,003 мм
метка "1"......52,003 - 52, 005 мм
метка "2"......52,005 - 52,007 мм
метка "3“......52,007 - 52,010 мм
метка "4".......52,010 - 52,012 мм
метка "5"......52,012 - 52,014 мм
метка "6".......52,014 - 52,016 мм
рем. U/S (0,25).52,000 - 52,016 мм
Диаметр коренной шейки
коленчатого вала:
метка "О"......47,998 - 48,000 мм
метка "1"......47.996 - 47,998 мм
метка "2"......47,994 - 47,996 мм
метка "3“......47,992 - 47,994 мм
метка "4"......47,990 - 47,992 мм
метка "5"......47,988 - 47,990 мм
рем. U/S (0,25).47,745 - 47,755 мм
Толщина стенки вкладыша
(в центральной части):
метка "Г.........1,994 - 1,997 мм
метка "2".........1,998 - 2,000 мм
метка "3"........2,001 - 2,003 мм
метка "4"........2,004 - 2,006 мм
рем. U/S (0,25)...2,113-2,119 мм
о) Снимите пластиковые калибры.
8. (1ZZ-FE) Индикатором измерьте
осевой зазор коленчатого вала, пере-
мещая последний “вперед - назад" с
помощью отвертки.
Осевой зазор:
номинальный.........0,04 - 0,24 мм
максимальный.............0,30 мм
Если осевой зазор больше макси-
мального, замените упорные полу-
кольца.
Толщина упорных
полуколец............2,430 - 2,480 мм
9. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши ко-
ренных подшипников и верхние
упорные полукольца из блока ци-
линдров.
Примечание: уложите коренные под-
шипники и упорные полукольца в оп-
ределенном порядке.
i -----------------------------------® 8
®5
1- й этап-25 Нм^
2- й этап - 90°
4SB8
------18
Разборка и сборка блока цилиндров (1AZ-FSE). 1 - компрессионное коль- -
цо №1 (верхнее), 2 - компрессионное кольцо №2 (нижнее), 3 - расшири- ;
тель маслосъемного кольца, 4 - поршень, 5 - стопорное кольцо, 6 - скреб- Щ
ки маслосъемных колец, 7 - поршневой палец, 8 - втулка головки шатуна,
9 - шатун, 10 - вкладыш шатунного подшипника, 11 - крышка шатуна,
12 - блок цилиндров, 13 - верхний вкладыш коренного подшипника, !
14 - упорное полукольцо, 15 - коленчатый вал, 16 - крышка коренного >-
подшипника, 17 - задний сальник, 18 - нижний вкладыш коренного под-
шипника, 19 - кольцевое уплотнение, 20 - картер.
Проверка
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с ра-
бочих поверхностей блока скребком
и металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок цилин-
дров.
2. Проверьте поверхность газового
стыка блока цилиндров на неплоско-
стность с помощью прецизионной ли-
нейки и плоского щупа.
Максимальная
неплоскостность...........0,05 мм
Если неплоскостность превышает
максимальную, то замените блок ци-
линдров.
Двигатель - общие процедуры ремонта
Разборка узла
"поршень - шатун"
1. Проверьте посадку соединения
“поршень - поршневой палец”, пыта-
ясь перемещать поршень "назад-
вперед" на поршневом пальце в на-
правлении, перпендикулярном оси
поршневого пальца.
При наличии заметного люфта заме-
ните поршень и поршневой палец в
сборе.
2. Снимите поршневые кольца,
а) Специнструментом (экспандером
или отверткой) снимите оба ком-
прессионных кольца.
Примечание:
- Не разукомплектовывайте пор-
шень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой
группы в порядке сборки.
Проверка состояния
поршня и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и другие уг-
леродные отложения с днища поршня.
б) Очистите канавки поршня от от-
ложений куском сломанного кольца.
3. Проверьте зеркало цилиндров на
наличие вертикальных царапин.
При наличии глубоких царапин заме-
ните блок цилиндров.
4. Проверьте диаметр цилиндров.
Индикатором-нутромером измерьте
диаметр цилиндра на трех уровнях
"А", "В" и "С" в поперечном (1) и про-
дольном (2) направлениях, как пока-
- зано на рисунке.
б) Вручную снимите элементы мас-
лосъемного кольца (скребки и экс-
пандер кольца).
Перед
10 мм
порные кольца.
в) Растворителем и мягкой волося-
ной щеткой окончательно очистите
Примечание: разложите кольца в по- П0Ршень- „_________
рядке их соответствия поршням. ПР.ША1ШШ не применяйте метал-
3. Отсоедините шатун от поршня. лическую щетку.
а) Используя отвертку, снимите сто- Проверьте поршень и поршневые
' 1 1 кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и
цилиндром.
а) Микрометром измерьте диаметр
юбки поршня на расстоянии 29,8 мм
(1ZZ-FE) или 29,5 мм (1AZ-FSE) от
поверхности днища поршня (ниже
уровня канавок для поршневых ко-
лец) в направлении, перпендику-
лярном оси поршневого пальца, как
показано на рисунке.
б) Постепенно нагрейте поршень до
температуры 80 - 90°С.
12Z-FE:
номинальный
диаметр.......79,000 - 79,013 мм
максимальный
диаметр..............79,013 мм
1AZ-FSE:
номинальный
диаметр.......86,000 - 86,013 мм
максимальный
диаметр..............86,013 мм
Если диаметр больше максимального,
замените блок цилиндров.
80-90 С
в) Используя молоток с пластиковым
бойком и латунный стержень, вы-
прессуйте поршневой палец и сни-
мите шатун.
Номинальный диаметр поршня:
1ZZ-FE........ 78,925 - 78,935 мм
1AZ-FSE.......85,940 - 85,950 мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в
направлении оси двигателя (см.
выше).
в) Определите зазор между цилин-
дром и поршнем путем нахождения
разности результатов измерений
диаметра поршня и диаметра ци-
линдра.